Евгений Миронов заявил, что в России наблюдается дефицит театральных режиссёров и представителей этой профессии фактически нельзя трогать. Пока обошлось без скандала, но очень похоже на то, что сбежавшим либералам уже готовят возвращение в русский театр.
Автор: Александр Бабицкий
Специфическая и не то чтобы завидная доля выпала замечательному городу Уфе в начале июня 2024 года — быть поставщиком странных новостей из области шоу-бизнеса и культуры.
И ладно от поп-певицы Ольги Бузовой, выступившей в столице Башкирии 1 июня, то есть в Международный день защиты детей, в полуголом виде с сомнительными песнями, теоретически и заранее можно было ждать подвоха.
Но вот от народного артиста России, художественного руководителя Государственного театра наций Евгения Миронова никто ничего «этакого» не ждал. Но знаменитый артистический деятель сделал в Уфе заявление, которое побудило общественность встрепенуться и снова внимательно присмотреться к профессиональной и гражданской биографии Миронова.
А заодно в очередной раз вспомнить о не сдающих своих позиций в культуре либералах. Обновить, так сказать, «дайджест странностей» в отечественной театральной жизни.
3 июня Евгений Миронов открыл Фестиваль театров малых городов, на этот раз (со 2 по 9 июня) проходившего в Уфе. Худрук Театра нации принимал непосредственное участие в организации важного для русского театра форума коллективов из глубинки — и в общении с прессой высказался по многим актуальным вопросам своей «отрасли». В частности, по поводу режиссёрской проблемы. «Российская газета» приводит следующие слова Евгения Миронова:
Сейчас такое время, когда очень не хватает режиссёров. Это большая проблема для всех театров <…>. А сейчас дефицит режиссёров большой сцены, большого пространства.
Евгений Миронов на пресс-конференции в Уфе. Скриншот: группа «Фестиваль театров малых городов России» в социальной сети «ВКонтакте»
В свою очередь, телеграм-канал Real cultras дополняет высказывание Миронова по данному вопросу:
Это [режиссёры] особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. <…> Ограничения мешают им выразить своё личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в больших художников.
Чисто теоретически — вполне невинное заявление о вполне объективных творческих нюансах и профессиональных трудностях. Но в любой ситуации факты — это полдела и треть проблемы, общую картину создаёт контекст.
А контекст в отличавшейся на протяжении 30 лет особой, отборной либеральностью театральной жизни России с 2022 года такой, что недовольны решительно все.
Патриотическая и в лучшем смысле слова консервативная общественность недовольна, что русский театр слишком медленно, почти незаметными шагами и с огромным скрипом, избавляется от антирусских и антикультурных веяний и принципов.
Либеральная публика, во-первых, истерическими возгласами о «цензуре», «диктатуре», «возвращении «совка» и «реванше средневекового варварства» выражает недовольство потерей полной монополии на установление правил в театральном мире. Во-вторых, ушла в глухую, но весьма активную оборону и не собирается просто так сдавать ни одной позиции — подтверждения этому последуют чуть ниже.
Кирилл Серебренников после многочисленных скандалов и уголовного дела покинул Россию. О таких потерях горюет Миронов? Скриншот: ютуб-канал Jauns.TV
И в таком событийном обрамлении слова Миронова, что режиссёров в стране не хватает, а между тем это «штучный товар», исключительной редкости творцы, которым противопоказаны «рамки, границы и ограничения», получают конкретное истолкование. И гласит оно, что один из самых известных и влиятельных театральных деятелей на всю страну прозрачно намекает, что либералов от культуры нужно оставить в покое. Да ещё и финансировать их работу.
Что все эти запреты на излишне фривольные постановки, на критику власти, на «нетвойнистские» лозунги на сцене и высказывания в соцсетях настоящим режиссёрам «мешают выразить личное отношение к ситуации». И тут же образовывается «дефицит режиссёров». Видимо, в результате отъезда за границу «нетвойнистов» Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова, а также ареста по обвинению в оправдании терроризма Евгении (Жени) Беркович*…
Столь резонансное высказывание не может не обновить и без того пристальный интерес к деятельности Евгения Миронова.
Нужно сказать, что и в последние годы перед началом СВО и после 24 февраля 2022 года творческая и идеологическая позиция художественного руководителя Государственного театра наций вызывала вопросы. Так, несколько лет назад горячо обсуждалась причастность Миронова (входил в дирекцию театрального фестиваля «Территория» и способствовал получению им бюджетного финансирования) к показу на молодёжном форуме «Таврида»-2019 театрализованного представления с явными содомитскими элементами.
Да и вообще к концу 2021 года за Мироновым закрепилась репутация пусть не самого яркого и скандального (в этом было трудно переплюнуть того же Серебренникова или Константина Богомолова), но влиятельного и последовательного участника либерального лобби, постепенно и неуклонно уничтожающего традиции классического русского театра и заменяющего их на «мировые тренды актуального искусства».
Либерал беседует с либералом? Евгений Миронов (справа) даёт интервью Николаю Солодникову. Скриншот: ютуб-канал «ещёнепознер»
К этому добавлялся факт активного и многопланового сотрудничества с такими одиозными фигурами, как Мария Ревякина, долгие годы совмещавшая пост директора Театра наций и директора главной театральной премии страны «Золотая маска». Впрочем, о Ревякиной ещё впереди.
А тем временем в 2022-м Миронов вроде бы сделал всё необходимое для того, чтобы выйти из-под огня критики в излишнем либерализме. Артист единственным из видных деятелей либеральной театральной тусовки прибыл весной 2022 года в освобождённый Мариуполь и даже высказался в поддержку мирных жителей.
Впрочем, говорить об окончательном переходе худрука Театра наций в «стан культурных патриотов» не приходится — связей с либералами Миронов явно не терял.
Так, летом 2023 года он спокойно отправился в Казахстан, где сыграл в одной постановке с известной «испуганной патриоткой», критикующей СВО, актрисой Ксенией Раппопорт.
Скриншот: телеграм-канал «Медиакинез»
А немногим ранее Миронов организовал предыдущий Фестиваль театров малых городов в Магнитогорске, где присутствовали одиозные персоны либеральной театральной жизни — вроде критика из Санкт-Петербурга Марины Дмитриевской. Которая оценила прошлогодний, образца 2023-го, фестиваль вполне в духе «старых добрых» либеральных времён. Единственное, что «внушало опасения» Дмитриевской, так это присутствие главного режиссёра Мариупольского (!) театра…
Кстати, одна из петербургских звёзд «демократического околотеатра» не снижает активности и в 2024-м. Ещё в конце прошлого года Дмитриевская угодила в неприятную ситуацию: достоянием общественности стала её электронная переписка с неким молодым драматургом, который интересовался у влиятельного критика, есть ли шанс у смелой антивоенной пьесы. То есть по истечении более полутора лет СВО в России пишутся русофобские, направленные против нашей страны пьесы — и Марина Дмитриевская обещала автору, если произведение окажется интересным, поспособствовать тому, что «заинтересованные люди обратят внимание».
Переписка Дмитриевской. Скриншот: телеграм-канал Real cultras
К тому же за два года проведения СВО Дмитриевская, занимающая пост главного редактора «Петербургского театрального журнала», успела отметиться в соцсетях, запрещённых на территории России, рядом «антивоенных» и антирусских публикаций. В итоге в апреле 2024-го её приговорили к административному штрафу 30 тысяч рублей по статье «Дискредитация Вооружённых сил».
А затем эти же деяния повлекли за собой увольнение Марины Дмитриевской из Российского государственного института сценических искусств с формулировкой «аморальный поступок». Впрочем, либералка сдаваться не намерена и уже заявила, что обжалует в суде своё увольнение из вуза.
А вот сюжет с ещё одной фигурой, связанной с Евгением Мироновым.
Когда в самом конце декабря 2022 года стало известно, что Мария Ревякина, один из главных «театральных менеджеров» страны, ушла с поста директора Театра наций (занимала должность с 2012-го), из-за кулис поползли слухи, что её скоро ждёт ещё одна отставка. Ведь Ревякина с 2004 года возглавляет национальную театральную премию и фестиваль «Золотая маска».
Мария Ревякина. ФОТО: Ведяшкин Сергей/АГН «Москва»
Ту самую «Золотую маску», которая многолетними стараниями организаторов, и прежде всего самой Ревякиной, заслужила репутацию одного из главных оплотов культурной русофобии. Это та самая премия, которая будто бы поставила себе задачу — с каждой новой церемонией награждать всё более провокационные постановки и всё более антирусских «творцов».
В 2015 году на «Золотую маску» выдвинули скандальную постановку «Тангейзер» Тимофея Кулябина с явными антихристианскими мотивами. В 2019-м двумя премиями был обласкан пресловутый Серебренников. А в 2022-м награды получили и сбежавший в США «нетвойнист» Дмитрий Крымов, и отбывший в родную Латвию с проклятиями в адрес России Алвис Херманис за поставленный в Театре наций (!) спектакль «Горбачёв».
Ревякина и её детище — премия «Золотая маска». ФОТО: АГН «Москва»
С учётом такого послужного списка, категорически диссонирующего с нарастающими на фоне СВО общественными изменениями, казалось, что Мария Ревякина потеряет и второе директорское кресло — в администрации «Золотой маски». Но нет, она занимает этот пост до сих пор. Правда, сама премия утратила прежний либеральный лоск.
Однако, по информации телеграм-канала Real cultras, Ревякина всячески способствует появлению новой «самой правильной либеральной награды» — проекта «Театральный маршрут». И даже сайт «Золотой маски» для этих целей приспособила. Впрочем, на момент написания статьи интернет-страница «Золотой маски» вообще не функционировала.
Скриншот: интернет-сайт goldenmask.ru
Высказывание Евгения Миронова в Уфе вызвало немалый резонанс в заинтересованных кругах.
Впрочем, дипломатичные формулировки известного артиста оставляют простор для манёвра. Вполне можно сослаться на то, что никакой злободневной политической окраски его слова не имели, а всё дело в сетованиях на трудности жизни современного театра. Условия, мол, специфические, нелегко привыкнуть, перестроиться на новый лад.
Может быть, Миронов действительно не имел в виду «ничего такого», а лишь поддался объяснимой ностальгии по прежним коллегам, с которыми ещё пару лет назад активно сотрудничал и конкурировал.
Но в любом случае реакция на выступление о «несчастных режиссёрах, которых дефицит», показывает, что острота противостояния либеральных сил наметившимся изменениям в культурной сфере не снижается. Возможно, она уходит в «серую зону», в область разговоров за кулисами и за столиками модных столичных кофеен. Однако можно не сомневаться: за возрождение поистине национального русского театра ещё предстоит изнурительная борьба.
* Росфинмониторинг внёс режиссёра Евгению Беркович в перечень террористов и экстремистов.