Евгений Миронов заявил, что в России наблюдается дефицит театральных режиссёров и представителей этой профессии фактически нельзя трогать. Пока обошлось без скандала, но очень похоже на то, что сбежавшим либералам уже готовят возвращение в русский театр. Автор: Александр Бабицкий
Специфическая и не то чтобы завидная доля выпала замечательному городу Уфе в начале июня 2024 года — быть поставщиком странных новостей из области шоу-бизнеса и культуры.
И ладно от поп-певицы Ольги Бузовой, выступившей в столице Башкирии 1 июня, то есть в Международный день защиты детей, в полуголом виде с сомнительными песнями, теоретически и заранее можно было ждать подвоха.
Но вот от народного артиста России, художественного руководителя Государственного театра наций Евгения Миронова никто ничего «этакого» не ждал. Но знаменитый артистический деятель сделал в Уфе заявление, которое побудило общественность встрепенуться и снова внимательно присмотреться к профессиональной и гражданской биографии Миронова.
А заодно в очередной раз вспомнить о не сдающих своих позиций в культуре либералах. Обновить, так сказать, «дайджест странностей» в отечественной театральной жизни.
3 июня Евгений Миронов открыл Фестиваль театров малых городов, на этот раз (со 2 по 9 июня) проходившего в Уфе. Худрук Театра нации принимал непосредственное участие в организации важного для русского театра форума коллективов из глубинки — и в общении с прессой высказался по многим актуальным вопросам своей «отрасли». В частности, по поводу режиссёрской проблемы. «Российская газета» приводит следующие слова Евгения Миронова:
Что все эти запреты на излишне фривольные постановки, на критику власти, на «нетвойнистские» лозунги на сцене и высказывания в соцсетях настоящим режиссёрам «мешают выразить личное отношение к ситуации». И тут же образовывается «дефицит режиссёров». Видимо, в результате отъезда за границу «нетвойнистов» Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова, а также ареста по обвинению в оправдании терроризма Евгении (Жени) Беркович*…
Столь резонансное высказывание не может не обновить и без того пристальный интерес к деятельности Евгения Миронова.
Нужно сказать, что и в последние годы перед началом СВО и после 24 февраля 2022 года творческая и идеологическая позиция художественного руководителя Государственного театра наций вызывала вопросы. Так, несколько лет назад горячо обсуждалась причастность Миронова (входил в дирекцию театрального фестиваля «Территория» и способствовал получению им бюджетного финансирования) к показу на молодёжном форуме «Таврида»-2019 театрализованного представления с явными содомитскими элементами.
Да и вообще к концу 2021 года за Мироновым закрепилась репутация пусть не самого яркого и скандального (в этом было трудно переплюнуть того же Серебренникова или Константина Богомолова), но влиятельного и последовательного участника либерального лобби, постепенно и неуклонно уничтожающего традиции классического русского театра и заменяющего их на «мировые тренды актуального искусства».
Либерал беседует с либералом? Евгений Миронов (справа) даёт интервью Николаю Солодникову. Скриншот: ютуб-канал «ещёнепознер»
К этому добавлялся факт активного и многопланового сотрудничества с такими одиозными фигурами, как Мария Ревякина, долгие годы совмещавшая пост директора Театра наций и директора главной театральной премии страны «Золотая маска». Впрочем, о Ревякиной ещё впереди.
А тем временем в 2022-м Миронов вроде бы сделал всё необходимое для того, чтобы выйти из-под огня критики в излишнем либерализме. Артист единственным из видных деятелей либеральной театральной тусовки прибыл весной 2022 года в освобождённый Мариуполь и даже высказался в поддержку мирных жителей.
Впрочем, говорить об окончательном переходе худрука Театра наций в «стан культурных патриотов» не приходится — связей с либералами Миронов явно не терял.
Так, летом 2023 года он спокойно отправился в Казахстан, где сыграл в одной постановке с известной «испуганной патриоткой», критикующей СВО, актрисой Ксенией Раппопорт.
Впрочем, дипломатичные формулировки известного артиста оставляют простор для манёвра. Вполне можно сослаться на то, что никакой злободневной политической окраски его слова не имели, а всё дело в сетованиях на трудности жизни современного театра. Условия, мол, специфические, нелегко привыкнуть, перестроиться на новый лад.
Может быть, Миронов действительно не имел в виду «ничего такого», а лишь поддался объяснимой ностальгии по прежним коллегам, с которыми ещё пару лет назад активно сотрудничал и конкурировал.
Но в любом случае реакция на выступление о «несчастных режиссёрах, которых дефицит», показывает, что острота противостояния либеральных сил наметившимся изменениям в культурной сфере не снижается. Возможно, она уходит в «серую зону», в область разговоров за кулисами и за столиками модных столичных кофеен. Однако можно не сомневаться: за возрождение поистине национального русского театра ещё предстоит изнурительная борьба.
* Росфинмониторинг внёс режиссёра Евгению Беркович в перечень террористов и экстремистов.