Не так давно в сети появилось сообщение, что Киев и Минск провели тайные переговоры, по итогу которых обе стороны отвели свои войска от границы. Информацию позже подтвердил президент Белоруссии. После таких «финтов» у ВСУ в распоряжении появились резервы в 60 тысяч человек. Озвучено, куда были перенаправлены войска противника. Зачем Лукашенко так поступил и какова была реакция Путина? Официальных заявлений пока не было, однако инсайдеры подчёркивают: «Буквально в ярости». Заявили и о риторике по возвращению ЯО, но есть нюанс.
Долгое время Киев стягивал часть своих резервов на белорусскую границу под предлогом сдерживания вероятного наступления русской армии на Киев. В итоге скопилось несколько бригад, по оценкам военкоров, до 60 тысяч военнослужащих ВСУ, артиллерия, РСЗО, БМП и множество другой техники. Некоторые западные и проукраинские источники заявляли, что Украина планирует «маршем пройтись» до Минска и «захватить страну за три дня».
Киев неоднократно осуществлял провокации даже за пределами границы — проникшие в Белоруссию диверсанты делали схроны и запускали дроны к ближайшим военным предприятиям. Об этом сообщали представители МО Белоруссии.
13 июля Лукашенко заявил, что напряженности на белорусско-украинской границе больше нет. В связи с этим он распорядился, чтобы войска республики вывели из приграничной зоны. Киев также отвёл свою армию.
В данном случае «деэскалация Лукашенко» позволила Украине перебросить войска на другие, более важные направления. Кроме того, Лукашенко сделал ряд заявлений, которые все интерпретировали как согласованные с Москвой. Хотя, вероятнее всего, это была личная инициатива президента Белоруссии, которая навредила общественному мнению в России, — отметил в беседе с Царьградом военный волонтёр, политолог Алексей Живов.
Белорусский президент подтвердил взаимодействие с украинской стороной с целью снятия напряжённость на границе. Причём многие говорили, что эти переговоры были тайными. А судя по тому, что в инфополе об этом ранее ничего не было, и, судя по сообщению инсайдеров, Москва узнала об отводе войск лишь едва ли не за минуту до случившегося.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, комментируя произошедшее, в первую очередь сослался на то, что на литовской границе становится опасно, а НАТО продолжает провоцировать белорусских пограничников. А после заявил, что не собирается вообще ни с кем воевать:
Мы никакие не враги для украинцев. Я уже много раз говорил. Это наши люди. Такие же люди, как мы, как русские, россияне. Нам надо побыстрее договариваться. Оказывается, можно договориться. Но главное, надо разговаривать. Если нет диалога, разговора — это будет эскалация, и будут гибнуть люди.
Лукашенко считает, что на Украине «нормальных людей достаточно», в частности среди военных. Кроме того, он указал на готовность Москвы сесть за стол переговоров, но пока Киев продолжает «воевать до последнего украинца» при поддержке стран НАТО. После он добавил, что планирует обсудить ситуацию во всём объёме с президентом России.
Как выяснилось позже, все эти мероприятия произошли ещё раньше, чем многие заметили. Подробности рассказал председатель Комитета государственной безопасности Белоруссии Иван Тертель.
Украинская сторона вела себя сдержанно. И примерно 3-4 числа июля нашей внешней разведкой зафиксирован отвод этих подразделений из приграничных с Белоруссией районов. Они убыли в места постоянной дислокации.
Сразу стоит обозначить, что официальных комментариев по поводу белорусских инициатив не было. Как пишет издание news.ru, инсайдеры, знакомые с обстоятельствами, заявляют, что Владимир Путин был якобы «буквально в ярости» от этого шага со стороны Минска. Некоторые сообщили, что, дескать, началась риторика о возвращении ЯО с территории Белоруссии, однако источники заявляют, что до такого не дошло и не могло дойти.
Telegram-канал INSIDER-T утверждает, что президент России «отчитал» Лукашенко за отвод войск, поскольку решение не было согласовано с Москвой, которую предупредили «буквально в самый последний момент». А также потому, что эти действия высвободили огромные резервы ВСУ, которые враг, согласно имеющейся информации, оперативно перекинул на наиболее уязвимые для себя направления.
Действительно ли реакция Путина была таковой — вопрос открытый. Но если допустить соответствующее стечение обстоятельств, то чем оно объяснимо? Ситуацию прокомментировал политик Олег Царёв:
Внезапно Киев и Минск отвели войска с границы. Сначала Украина ушла от границы с Белоруссией, где держала войска, опасаясь удара армии России с территории Белоруссии. Следом это сделали белорусы. Лукашенко подтвердил, что белорусы взаимодействовали с украинской стороной, чтобы деэскалировать ситуацию на границе. У ВСУ ситуация на фронте тяжелая, им выгодно получить в оперативное распоряжение дополнительные резервы. А России было выгодно, чтобы ВСУ продолжали держать силы у границы. И Белоруссия нам в этом помогала. Раньше помогала.
В свою очередь политолог Сергей Марков задался вопросом, что позволило Украине отвести войска от границы:
Лукашенко заявил, что он дал приказ отвести все белорусские войска от украинской границы, потому что Украина отвела свои войска от границы с Белоруссией. Видимо, ВСУ перебросили войска в район Торецка и Волчанска, где идут яростные бои. ВСУ держали войска на границе с Белоруссией, потому что опасались удара армии России с территории Белоруссии. Это было выгодно армии России. Сейчас, значит, ВСУ не боятся? Почему? Получили гарантии? От России? От Белоруссии? На авось?
Отреагировал на ситуацию и военкор Михаил Звинчук. По мнению автора канала «Рыбарь», эскалация вдоль границы, о которой говорили в Минске в июне, это опасная игра и привлечение внимания к постоянным стычкам с диверсионно-разведывательными группами и сбиванию беспилотников в серой зоне. В то же время, пишет автор, риски полноценного втягивания Белоруссии в конфликт могут обернуться ростом проукраинских настроений на западе республики:
Войска НАТО должны были заходить и вставать вдоль границы с Белоруссией, чтобы освободить якобы имеющиеся там стратегические резервы. По словам Лукашенко, украинские силы оттуда вывели — то есть, и силы НАТО туда заводить не имеет теперь логического смысла. Перенацеливание войск Белоруссии на словах на Запад — это провоцирование Польши и Прибалтики, которые слишком сильно сконцентрировались на СВО.
То есть тут выясняется расклад, что Лукашенко не просто не подставлял Москву своим решением, а во многом помог — раз украинские резервы при любом раскладе двинулись на Торецкое, Покровское и Волчанское направления? Только без такой инициативы прибалты на натовских танках могли войти в Киев вместо убывших вэсэушников.
Прямое участие в конфликте на Украине — а то и столкновение с НАТО — Лукашенко вполне может рассматривать как войну в чужих интересах. Размещение русского ядерного оружия в Белоруссии ему выгодно как гарантия мира, и терять этот шанс на мир он, очевидно, не хочет. Поэтому и принимает самостоятельные шаги, которые, как ему представляется, снижают эскалацию. Если Владимир Путин действительно не был в курсе переговоров Минска и Киева, это, без всяких сомнений, радикально недружественный шаг. Сегодня Россия во многих отношениях зависит от Белоруссии, и Лукашенко этим беззастенчиво пользуется. Последуют ли за неофициальной реакцией какие-либо действия — сказать сложно. Но отношения Москвы и Минска могут всерьёз измениться,
— рассказал военный обозреватель Царьграда Илья Головнёв.