Главная / Политика / Массовые пытки с демонстрацией на табло: Правда курортного сезона, о которой говорят лишь соцсети

Массовые пытки с демонстрацией на табло: Правда курортного сезона, о которой говорят лишь соцсети

Сезон отпусков в этом году обернулся сезоном кошмаров. В пассажирских поездах, следующих в Крым и на Черноморское побережье Северного Кавказа, а также на курорты Минеральных Вод, в рекордную жару не работают кондиционеры. При этом госкомпания «Российские железные дороги» получает от государства многомиллиардные вливания и сообщает о фантастической выручке. Почему это происходит?

Автор: Отдел расследований «Первого русского»

Отпускной сезон в самом разгаре, города полупустые — народ едет отдыхать на моря, подальше от «каменных джунглей». В основном (поскольку авиасообщение со многими курортами прекратилось в целях безопасности после начала СВО) -железнодорожным транспортом, на который и достать билеты та ещё проблема. Но самое ужасное начинается, когда люди заходят в вагоны. Вместо отдыха с разглядыванием пейзажей в окошко — духота, отсутствие кондиционеров, изношенные купе и даже неработающие туалеты.

Примеров таких жалоб только за июль и только в комментариях в официальной группе АО «РЖД» во «ВКонтакте» немало. И это мы отобрали только те, где указаны номер поезда и дата.

Поезд 340 Новороссийск — Нижний Новгород, 7-й вагон. Отъехали в 13:06, по сию минуту не работает кондиционер. В вагоне невозможно сидеть, люди находятся в полуобморочном состоянии,

— жалоба от 6 июля.

Новости СегодняСкриншот из группы vk.com/rzd_official

Рядом аналогичная на поезд 143 Кисловодск — Москва:

Новости Сегодня

Скриншот из группы vk.com/rzd_official

Рядом аналогичная на поезд 507г Ижевск — Новороссийск:

Новости Сегодня

Скриншот из группы vk.com/rzd_official

И это только за один день!

Едем на поезде, Москва — Анапа, 109-й поезд, вагон 16. Не работают кондиционеры. Такая аномальная жара, людям плохо. Что за отношение? Мы покупали билеты с кондиционерами не для того, чтобы сидеть и мучиться,

— а это жалоба тремя днями ранее.

Новости СегодняСкриншот из группы vk.com/rzd_official

Кстати, проблема в том поезде не решилась и спустя пять часов после жалобы:

Новости Сегодня

Скриншот из группы vk.com/rzd_official

Поезд Новороссийск — СПб, в вагоне не работает кондишен, стали возмущаться. Ответ проводника убил — скажите спасибо, что так, в соседнем вагоне и туалет не работает. И почему — проводник сказала, что вагоны собирают из того, что под рукой есть на лето. А 121-122 не дополнительный, он ежегодно ходит,

— жалоба от 1 июля.

Новости СегодняСкриншот из группы vk.com/rzd_official

Кто-то описывает свой испорченный отдых в отзывах к штаб-квартире ОАО «РЖД» на «Яндекс. Картах». Ниже — размещённые рядом две жалобы от 7 июля:

Новости Сегодня

Скриншот с сайта yandex.ru/maps/org/rossiyskiye_zheleznyye_dorogi

Отдельно стоит упомянуть следующие в Крым и обратно поезда, относящиеся не к ОАО «Российские железные дороги» (на 100% принадлежащей государству), а к частной АО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс».

* Поездка 05.07.2024, вагон 3, место 37. Кондиционер не работает, хотя я покупала билет в вагон с кондиционером. Это ужас, попали как в сауну. Температура в вагоне 31… Это что? Издевательство над людьми? Дышать нечем. Как быть больным людям?

* Ехали в поезде 163, 03.06.24 г. Феодосия, с Мск до Ростова, вагон 16… Жарко как в сауне.

* 4-й вагон. Жарко, как в преисподней. Мало того, что на остановках по 40 мин. кондиционер отключается (он и так работал еле-еле). Но ночью проводник выключил со словами «мне нужно спать»! …Грязно, мусором постоянно забиты корзины, кипяток в термопоте — редкость. Ходили в соседние вагоны. Воды питьевой нет. На полу кулер, в нём 10 см жижи. На остановках туалет закрывали… Да и состав на ладан дышит,

— сразу несколько жалоб на поезд 163М Москва — Феодосия, размещённые в июле на популярном сайте отзывов otzovik.com.

Новости Сегодня

Новости Сегодня

Скриншот с сайта otzovik.com

Поезд №164 Москва — Феодосия. Отвратительно… Ехали студенческим составом от института в Тавриду из Россоши 19.06.24. Вагон 3. Не смогли найти фио проводницы, она просто не приходила. Ни разу не вымыла пол. Плюс кондиционер у них работал только для себя. В вагоне +31 градус даже ночью. На любые наши просьбы говорила: жалуйтесь, может, вам вип-места закажут! В таких условиях ехать, ещё и отдохнуть — нереально,

— а это уже жалоба на тот же маршрут в обратном направлении.

Новости Сегодня

Скриншот с сайта otzovik.com

Ехала на поезде 173 Джанкой — Москва 13.06.24 г., посадка была ночью. Хочу начать с того, что в вагоне было невыносимо жарко и душно, хотя нас было человек 10. Кондиционеры не работали . Хочется задать вопрос, как в такую жару (+33) может не работать кондиционер?! А ведь это только начало сезона! Также из двух туалетов работал только один, он был в ужасном состоянии, из-за запаха было невыносимо там находиться, а также в кране не было воды! Людей из других вагонов переселяли в наш, так как у них было ещё хуже, даже представлять не хочется, какая жара была у них!

— жалоба ещё на один поезд «Гранд Сервис Экспресса».

Новости Сегодня

Скриншот с сайта irecommend.ru

История о том, как мы два дня выживали в поезде с температурой в купе +33°С. Мои попытки получить компенсацию за этот «сервис». В этом году (2024) я свой летний отпуск частично провела в Крыму. Он прошёл изумительно, если вычесть из общего впечатления дорогу… Обратную! Выкупила ещё весной три места в купе (6-й вагон, 6-й купе)… Вагон оказался старого образца… Много ещё советских деталей (держателей для полотенец из сетки, тугого лестничного механизма на второй ярус)… Стены, пол — всё это примитивное, панели и затёртый пластик. Больше всего напрягли «рулонные шторы» на окне. Дикого буро-красного цвета, обшарпанные и, разумеется, поломанные (не фиксируются внизу),

— подробно рассказывает 14 июля на популярном сайте отзывов irecommend.ru пассажирка поезда 94 Севастополь — Челябинск.

Новости Сегодня

Cкриншот с сайта irecommend.ru

Но всё это ерунда по сравнению с главным «Боссом» — неработающим кондиционером! В вагоне сплит-система оказалась сломанной. Люди с самого Севастополя ехали в купейном вагоне с температурой внутри +33 градуса! Без зазрения совести проводники сажали новых страдальцев в эту консервную банку. Всё купе гудело, люди жаловались проводнице и звонили на горячую линию перевозчика. По громкой связи было слышно, что отвечал дозвонившимся оператор. Женщина на том конце провода недоумевала, чем же так возмущаются граждане. Ну, жарко. И что? Скажите проводнику, чтобы раздала всем воду…

— описывает она дальше «высокий крымский сервис».

Новости Сегодня

Cкриншот с сайта irecommend.ru

Температура в вагоне с 11 утра до 18 вечера составляла +33°С. На остановках люди пытались выйти погулять, чтобы подышать, но на станциях градус ещё выше. Деваться просто было некуда! Дети бегали в одних трусах, как и мужчины. И ты все это видишь, ведь купе открыты.

Кондиционер никто так и не смог починить. Люди на вторые сутки свалились и просто лежали. Не хотелось ни разговаривать, ни двигаться… Чтобы охладиться, мы старались полностью заблокировать окна, занавесить их. В итоге весь путь просидели в полутьме,

— довершается описание апокалипсиса в отдельно взятом поезде.

Новости СегодняCкриншот с сайта irecommend.ru

На юге страшная жара. Синоптики предупреждают об экстремально высоких температурах. При этом в самом разгаре сезон отпусков. Люди массово едут к морю. Поезда битком… И при всём при этом в поездах «Таврия» с материка в Крым не работают кондиционеры. Где-то их просто нет, как в поезде 175Х, который идёт от Москвы до Симферополя 41 час. Где-то случились поломки — эта проблема касается поездов Москва — Евпатория, Симферополь — Москва и Адлер — Симферополь. Причём пассажиры говорят о том, что в вагонах не только кондиционеры не работают, но и полностью отключено электричество, а также закрыты туалеты и нет воды. Можете себе представить, что там творится?

— указал 9 июля в своём Telegram-канале ещё на один маршрутный поезд первый спикер парламента Новороссии Олег Царёв.

Новости СегодняCкриншот с t.me//olegtsarov

Столкнувшись с поднявшимся начиная с 27 июня шквалом жалоб, пресс-служба «Гранд Сервис Экспресса» 9 июля признала факт поломки кондиционера в одном из поездов, уточнив, что кондиционер перестал работать ещё в Ростовской области в советском вагоне 1989 года выпуска.

При этом 9 июля «Гранд Сервис Экспресс» пообещал снять с рейсов поезда, на которых не работают кондиционеры. Однако жалобы на них продолжили поступать.

Пишу из ада! Это поезд 163 Москва — Феодосия: старые вагоны (думала, таких уже нет), температура в вагоне +30, кондиционер работал только периодически после долгих возмущений (проводник объяснила, что при высокой температуре воздуха кондиционер не справляется)… Такое безобразное обслуживание и отношение к пассажирам, несомненно, отражается на потоке отдыхающих на курорты Крыма,

— эмоциональный отзыв 10 июля о компании на «Яндекс. Картах».

Новости СегодняСкриншот с сайта yandex.ru/maps/org/grand_servis_ekspress

Возвращаюсь с отдыха в Евпатории… Середина лета, аномальная жара, под 40, а кондиционер в вагоне не работает! Как оказалось, таких вагонов с неработающими кондиционерами 3 штуки в составе… А ведь едут пожилые люди, дети… Интересно, что реакции со стороны сервиса нет… Поезд 179/180 Евпатория — СПб, 12.07.24 (дата выезда),

— а вот совсем свежий отзыв.

Новости Сегодня

Скриншот с сайта yandex.ru/maps/org/grand_servis_ekspress

Интересно, что некоторые пассажиры указывают на резко ухудшившийся именно в этом году сервис от «Гранд Сервис Экспресса».

Новости Сегодня

Скриншот с сайта yandex.ru/maps/org/grand_servis_ekspress

Впрочем, если есть желание всё-таки прокатиться в Крым с комфортом, то это возможно. Нужно лишь купить билеты в вагон класса люкс — по 166 тысяч (!) рублей. И — пожалуйста. Со всеми удобствами. От этих пассажиров жалоб мы не нашли.

Новости Сегодня

Можно прокатиться в Крым и со всем комфортом. Но… за очень большие деньги//grandtrain.ru

Формально АО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс» не имеет отношения к ОАО «РЖД». Однако стоит присмотреться к официальным владельцам.

7 мая 2019 года АО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс» была приобретена АО «ТрансКлассСервис» (АО «ТКС»). Это тоже частная компания, формально не связанная с ОАО «РЖД», информация о её собственниках в открытых базах данных недоступна. А уже 18 июня 2019 года АО «ТКС» заявило, что продало «Гранд Сервис Экспресс», но без уточнения, кому именно. 3 ноября 2022 года «Агентство»* опубликовало выдержку из отчётности АО «ТКС» за 2019 год, согласно которой компания «Гранд Сервис Экспресс» была продана АО «Трансмобильность».

Отметим, что у АО «ТКС» на 2019 год не было своих поездов, его вагоны курсировали в составе поездов ОАО «РЖД». Но гораздо интереснее послужной список Сергея Ильягуева, занимающего с 20 марта 2024 года должность генерального директора АО «ТКС».

Новости Сегодня

Cкриншот с сайта rusprofile.ru

Начиная с 31 октября 2023 года Ильягуев также является генеральным директором АО «Трансмобильность». Кстати, вплоть до 31 декабря 2021 года учредителем этой компании являлось АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»), хорошо известная дочерняя компания ОАО «РЖД», да и АО «Трансмобильность» до 22 апреля 2019 года носило название АО «ФПК-Логистика».

Новости Сегодня

прпрпр

Новости Сегодня

Cкриншот с сайта rusprofile.ru

Если заглянуть в предыдущие места работы Ильягуева, то видим аналогичную картину.

Новости СегодняCкриншот с сайта rusprofile.ru

С 12 апреля 2013 года по 29 июля 2019 года он занимал должность генерального директора ООО «Трэвел-Тур», 50,01% уставного капитала которого владеет упомянутое выше АО ФПК», и генерального директора ООО «РЖД Тур», которое, в свою очередь, на 100% принадлежало упомянутому выше ООО «Трэвел-Тур».

Кстати, даже само название «РЖД Тур», очевидно, указывало на связь с ОАО «РЖД». На сайте компании это объясняется тем, что «ООО «РЖД Тур» — специализированная компания холдинга «РЖД» в сфере туризма».

С 19 мая 2021 года по 26 декабря 2022 года Ильягуев занимал должность генерального директора ООО «Напитки ТрансСервис» (ООО «НТС»), 51,00% уставного капитала которого принадлежит АО «ФПК». Тоже специализированная компания внутри холдинга.

Напрашивается вывод, что АО «ТКС» и АО «Трансмобильность» — это аффилированные с ОАО «РЖД» компании, связь с которыми по каким-то причинам холдинг публично не афиширует. Например, дабы избегать санкций из-за работы в Крыму. Напомним, АО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс» и её генеральный директор Александр Ганов 29 января 2020 года были включены в очередной санкционный список США, днём ранее Ганов попал и в санкционный список Европейского союза.

Новости СегодняСкриншот с t.me/mardanaka

Можно добавить, что мнение о принадлежности АО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс» к ОАО «РЖД» широко распространено. Например, об этом категорично писал 7 июля 2024 года в своём Telegram-канале публицист и ведущий «Соловьёв LIVE» Радио «Вести ФМ » Сергей Мардан:

«Гранд Сервис» — это РЖД. Но поскольку РЖД до сих пор боится попасть под санкции (да-да, не смейтесь) ОАО «РЖД» и её Федеральная пассажирская компания, в которую выведены все пассажирские перевозки, в Крым не ездит. А поскольку РЖД в Крым не ездит, то и спрашивать не с кого. Господин Белозёров в царящем бардаке вроде как и не виноват.

Тут стоит отметить, что государством вложены в ОАО «РЖД» огромные деньги, о чем ещё два года назад подробно рассказывал «Первый русский». С 2022 года компания уже не публикует годовые отчёты, но есть данные о государственных дотациях.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации №602 от 6 апреля 2022 года «О приобретении за счёт средств Фонда национального благосостояния привилегированных именных акций открытого акционерного общества «Российские железные дороги» компанию докапитализировали на 250 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), Постановлением Правительства РФ №2298 от 14 декабря 2022 года «О внесении изменений в устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги» — ещё на 217 млрд руб., Постановлением Правительства Российской Федерации №1742 от 19 октября 2023 года «О внесении изменений в устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги» — ещё на 85,7 млрд руб.

Новости Сегодня

Докапитализация ОАО «РЖД» на 250 млрд руб., 6 апреля 2022 года. Скриншот с сайта government.ru

На этом фоне уже «мелочью» выглядят плановые субсидии, предусмотренные федеральным бюджетом на 2023-2025 годы, где, как следует из пояснительной записки к нему, было предусмотрено «увеличение бюджетных ассигнований на… закупку железнодорожной техники в 2023 году на 20 815,6 млн рублей; …субсидирование пригородного железнодорожного сообщения в 2023 году на 17 684,4 млн рублей, в 2024 году — на 4 089,3 млн рублей, в 2025 году — на 4 089,3 млн рублей; …предоставление субсидий ОАО «РЖД» в целях осуществления перевозок в дальнем следовании в 2023-2025 годах на 4 000,0 млн рублей ежегодно».

Инвестиционная деятельность. Владимир Владимирович, я хочу поблагодарить за Вашу поддержку предложений правительства Российской Федерации. Такой цифры поддержки не было никогда — 467 миллиардов рублей, два направления. Первое — 250 миллиардов рублей за счёт средств ФНБ, это поддержка инвестиционной программы, и это, прежде всего, закупка пассажирских вагонов, Восточный полигон. И 217 миллиардов позволили нам снизить нашу задолженность по кредитам. При этом объём инвестиций — 883 миллиарда. Такого не было никогда. Плюс 25 процентов к 2021 году,

— благодарил 6 февраля 2023 года генеральный директор (и предправления) ОАО «РЖД» Олег Белозёров на встрече с президентом.

В итоге, как заявил 29 марта 2024 года на коллегии Минтранса глава ОАО «РЖД», за 2023 год компания вместе со своими «дочками» получила «исторический рекорд доходов» в размере 3,02 трлн руб. (+16,0% к 2022 году), отдельно ОАО «РЖД» — 2,61 трлн руб. (+16,4%). Быстрее всего, по словам Белозёрова, выросли доходы от пассажирских перевозок — 356,1 млрд руб. (+23,3%). Способствовало этому поднятие тарифов — на 8,1% с 1 января 2023 года и на 10,75% с 1 декабря 2023 года.

Новости СегодняДокапитализация ОАО «РЖД» на 217 млрд руб., 14 декабря 2022 года. Скриншот с сайта publication.pravo.gov.ru

Так что на комфортные поезда деньги у компании должны были быть, тем более, согласно официальной отчётности, активно закупались новые вагоны.

АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») увеличило объём закупки вагонов для поездов дальнего следования в 2022 году до 489 единиц. Это на 25% больше ранее запланированных объёмов (389 вагонов) и на 12% больше объёмов прошлого года, когда было закуплено 436 вагонов. При этом инвестиции в закупку нового подвижного состава в текущем году составят 35,3 млрд рублей, что на 34% больше, чем в прошлом году,

— рисовала 18 ноября 2022 года радужную картину пресс-служба ОАО «РЖД».

Да и позже компания неоднократно заявляла об огромных инвестициях. В частности, 29 марта 2024 года на коллегии министерства транспорта и 13 июня 2024 года на встрече с председателем правительства Михаилом Мишустиным глава ОАО «РЖД» говорил о 1,28 трлн руб., намеченных в инвестирование в 2024 году.

При всех этих вливаниях из бюджета и доходов за счёт поднятия тарифов на перевозки способность ОАО «РЖД» обеспечить перевозку пассажиров в летний сезон, судя по всему, вызывала вопросы у руководства страны, поскольку им постоянно приходилось напоминать руководству компании о необходимости справиться со своей работой.

Ещё одна очень важная тема. Через неделю наступит календарное лето, традиционная пора отпусков. Многие наши граждане планируют провести это время на море, поехать на курорты Краснодарского края или Крыма, кто-то на автомобиле, кто-то поездом или самолётом.

На сегодняшний день ряд южных аэропортов временно закрыты. В результате вырос спрос на железнодорожные билеты. Я знаю, что РЖД уже запустили дополнительные рейсы из центральной части страны на Чёрное море. И очень важно, чтобы в летний период пассажирское сообщение в этом направлении работало чётко, стабильно, без сбоев и в нужном объёме.

Судя по тому, что я вижу сейчас, уже не хватает там мощностей, поэтому попросил бы и Виталия Геннадьевича (на тот момент министра транспорта России Виталия Савельева. — Ред.) об этом сказать, и руководителя ОАО «РЖД»,

— отдельно обратил 24 мая 2022 года внимание президент на совещание по вопросам развития отдельных направлений транспортного комплекса Российской Федерации.

Ещё один момент, связанный с обеспечением перевозок и возрастающим объёмом. К сожалению, аэропорты закрыты, а у нас в Симферополе отличный аэропорт, один из лучших в стране, я думаю, но он пока не работает с целью обеспечить безопасность авиапассажиров. Поэтому нагрузка на железную дорогу, безусловно, возрастает. Очень рассчитываю на то, что возрастающий туристический поток и в этот летний туристический сезон будет вами обеспечен,

— вновь напомнил 15 декабря 2023 года президент на пленарном заседании IV Железнодорожного съезда, где присутствовал и Белозёров.

Новости СегодняГлава РЖД слушает напоминания президента о необходимости как следует подготовиться к перевозке пассажиров в летний сезон. Скриншот с сайта kremlin.ru

Готова ли компания к летнему сезону, который уже начался практически. И второе: как пройти его без сбоев?

— уже прямо спросил 13 июня 2024 года на встрече с Белозёровым премьер-министр.

Для нас каждый год это отдельный, специальный этап, на который мы обращаем особое внимание… Да, именно к летним перевозкам у нас подготовка вся на контроле,

— заверил Мишустина глава ОАО «РЖД».

Свою позицию представители «Гранд Сервис Экспресса» озвучили ещё в комментариях к посту в своём Telegram-канале, где 27 июня валом пошли жалобы от пассажиров на неработающие кондиционеры:

Спрос на пассажирские перевозки в Крым постоянно растёт. Для того чтобы его удовлетворить, как мы уже неоднократно писали, мы запускаем дополнительные сезонные поезда и привлекаем арендованные вагоны. Выбираем из того, что предлагается. Мы стараемся привести их в порядок и сделать такими же, как наши собственные, но, к сожалению, это не всегда возможно. Все вагоны регулярно проходят техосмотр и техобслуживание и отвечают всем требованиям безопасности. К сожалению, такое явление, как поломка кондиционера, нельзя спрогнозировать заранее, чтобы его предотвратить.

Новости Сегодня

Скриншот с t.me/tavria_train

Практически того же 2 июля в пресс-службе компании заявили ТАСС:

В туристический сезон мы назначаем дополнительные поезда для обеспечения транспортной доступности полуострова Крым. Вагоны для таких поездов мы привлекаем в аренду… Мы делаем всё, чтобы привести эти вагоны в порядок. К сожалению, техника может выйти из строя в пути, такое случается.

Такие же ответы поступают от «Гранд Сервис Экспресса» и сейчас в комментариях на «Яндекс. Картах»:

Новости СегодняСкриншот с сайта yandex.ru/maps/org/grand_servis_ekspress

Получается такая универсальная матрёшка перекладывания ответственности друг на друга. Федеральные перевозчики ни при чём, потому что «Гранд Сервис Экспресс» частная и отдельная от них компания, а «Гранд Сервис Экспресс», в свою очередь, ни при чём потому, что взяла в аренду вагоны у кого-то ещё. И вообще, кто же мог ожидать большого количества едущих поездами на море летом, да ещё при неработающем аэропорте Симферополя? Это же прямо как снег на голову зимой для коммунальных служб разных городов каждый год оказывается неожиданностью — и для её расчистки не хватает техники.

Опрошенные «Первым русским» эксперты подтверждают проблемы со старым вагонным составом поездов и наличием там кондиционеров:

Сейчас нет требования о том, что вагоны поездов должны быть оборудованы кондиционерами, и отсутствие этого требования базируется на реальной ситуации. Потому что встроить кондиционер в старые вагоны, в которых до 1990-х годов не было кондиционеров, это не то же самое, что повесить кондиционер в квартиру. Далеко не каждый вагон, допустим, выдержит подключение дополнительного энергопотребляющего устройства — как известно, кондиционеры потребляют много электроэнергии. Поэтому мы идём по пути постепенной замены подвижного состава. И когда все старые вагоны будут выведены из эксплуатации, весь парк будет оборудован кондиционерами. Но произойдёт это не скоро — лет через 20-25,

— говорит председатель Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Кирилл Янков.

Порядка 10% вагонов, которые работают на южном направлении, до сих пор не оснащены кондиционерами, этот старый подвижной состав будет планомерно обновляться,

— уточняет председатель Общероссийской общественной организации содействия защите прав пассажиров «Объединение пассажиров», член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Илья Зотов.

Новости СегодняСкриншот с t.me/tavria_train

При этом Зотов частично подтверждает отзывы пассажиров о заметной разнице в качестве (и возрасте) вагонного состава РЖД и «Гранд Сервис Экспресса», следующими из Москвы на юг, соответственно, с Казанского и Павелецкого вокзалов:

Да, но здесь важно отметить, что «Гранд Сервис Экспресс» не очень крупный перевозчик. В его пользовании находится как новый подвижной состав, так и старый, который передан в том числе Российскими железными дорогами. То, что компания является частной, не позволяет им достаточно быстро направлять средства на обновление подвижного состава, и она работает на том, что есть.

Вот и объяснение, почему в Крыму пассажиры поездов оказываются «как в пекле»:

РЖД хотели списать старые вагоны, но не списали. «Гранд Сервис Экспресс» к ним обратился, спрос колоссальный, надо было что-то решать — они такое решение нашли!

Можно вспомнить, как в 2017-2018 годах РЖД планировала выделить старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов в отдельную компанию-лоукостер. Но по факту таковой частично стали поезда «Гранд Сервис Экспресса», причём пассажиры заранее не могут знать, попадут в современный вагон с кондиционером и биотуалетом или в вагон 1989 года выпуска без этих удобства, причём вторые всё равно будут по цене первых.

Эксперты отмечают, что даже при крупных дотациях государства заменить все старые вагоны на новые невозможно из-за малого количества оставшихся производителей.

Сразу столько вагонов, сколько нужно, чтобы заместить весь парк, невозможно. Вагоны локомотивной тяги делает один завод в стране — Тверской вагоностроительный завод корпорации «Трансмашхолдинг». Его обычная производительность — несколько сот вагонов в год. Для полной замены всех старых вагонов потребуется минимум 15 лет непрерывной работы,

— дал свой прогноз в комментарии Царьграду Янков.

Я думаю, просто должна быть отдельная дополнительная программа по обновлению парка вагонов, и эти вагоны должны распределяться не только РЖД, но и «Гранд Экспресс Сервису»,

— в свою очередь предлагает Зотов.

Глава «Объединения пассажиров» также высказал удивление, почему РЖД до сих пор не работают в Крыму напрямую:

Это на самом деле загадка, потому что и Сбербанк, который долго не работал в Крыму, тем не менее работает уже сейчас, как и давно уже все, наверное, крупные российские компании. Если какие-то санкции планировали раньше наложить, то, мне кажется, все уже наложили, бояться уже нечего.

Пока же пассажиры страдают от того, что федеральный перевозчик сталкивает ответственность и старые вагоны на частную компанию, а та, в свою очередь, на него.

* Издание «Агентство» — включено в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента на территории России.