Правда курортного сезона, о которой говорят лишь соцсети
Сезон отпусков в этом году обернулся сезоном кошмаров. В пассажирских поездах, следующих в Крым и на Черноморское побережье Северного Кавказа, а также на курорты Минеральных Вод, в рекордную жару не работают кондиционеры. При этом госкомпания «Российские железные дороги» получает от государства многомиллиардные вливания и сообщает о фантастической выручке. Почему это происходит? Автор: Отдел расследований «Первого русского»
Отпускной сезон в самом разгаре, города полупустые — народ едет отдыхать на моря, подальше от «каменных джунглей». В основном (поскольку авиасообщение со многими курортами прекратилось в целях безопасности после начала СВО) -железнодорожным транспортом, на который и достать билеты та ещё проблема. Но самое ужасное начинается, когда люди заходят в вагоны. Вместо отдыха с разглядыванием пейзажей в окошко — духота, отсутствие кондиционеров, изношенные купе и даже неработающие туалеты.
Примеров таких жалоб только за июль и только в комментариях в официальной группе АО «РЖД» во «ВКонтакте» немало. И это мы отобрали только те, где указаны номер поезда и дата.
Поезд 340 Новороссийск — Нижний Новгород, 7-й вагон. Отъехали в 13:06, по сию минуту не работает кондиционер. В вагоне невозможно сидеть, люди находятся в полуобморочном состоянии, — жалоба от 6 июля.
Скриншот из группы vk.com/rzd_official
Рядом аналогичная на поезд 143 Кисловодск — Москва:
Скриншот из группы vk.com/rzd_official
Рядом аналогичная на поезд 507г Ижевск — Новороссийск:
Скриншот из группы vk.com/rzd_official
И это только за один день!
Едем на поезде, Москва — Анапа, 109-й поезд, вагон 16. Не работают кондиционеры. Такая аномальная жара, людям плохо. Что за отношение? Мы покупали билеты с кондиционерами не для того, чтобы сидеть и мучиться, — а это жалоба тремя днями ранее.
Скриншот из группы vk.com/rzd_official
Кстати, проблема в том поезде не решилась и спустя пять часов после жалобы:
Скриншот из группы vk.com/rzd_official
Поезд Новороссийск — СПб, в вагоне не работает кондишен, стали возмущаться. Ответ проводника убил — скажите спасибо, что так, в соседнем вагоне и туалет не работает. И почему — проводник сказала, что вагоны собирают из того, что под рукой есть на лето. А 121-122 не дополнительный, он ежегодно ходит,
— жалоба от 1 июля.
Скриншот из группы vk.com/rzd_official
Кто-то описывает свой испорченный отдых в отзывах к штаб-квартире ОАО «РЖД» на «Яндекс. Картах». Ниже — размещённые рядом две жалобы от 7 июля:
Скриншот с сайта yandex.ru/maps/org/rossiyskiye_zheleznyye_dorogi
Отдельно стоит упомянуть следующие в Крым и обратно поезда, относящиеся не к ОАО «Российские железные дороги» (на 100% принадлежащей государству), а к частной АО «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс».
* Поездка 05.07.2024, вагон 3, место 37. Кондиционер не работает, хотя я покупала билет в вагон с кондиционером. Это ужас, попали как в сауну. Температура в вагоне 31… Это что? Издевательство над людьми? Дышать нечем. Как быть больным людям?
* Ехали в поезде 163, 03.06.24 г. Феодосия, с Мск до Ростова, вагон 16… Жарко как в сауне.
* 4-й вагон. Жарко, как в преисподней. Мало того, что на остановках по 40 мин. кондиционер отключается (он и так работал еле-еле). Но ночью проводник выключил со словами «мне нужно спать»! …Грязно, мусором постоянно забиты корзины, кипяток в термопоте — редкость. Ходили в соседние вагоны. Воды питьевой нет. На полу кулер, в нём 10 см жижи. На остановках туалет закрывали… Да и состав на ладан дышит,
— сразу несколько жалоб на поезд 163М Москва — Феодосия, размещённые в июле на популярном сайте отзывов otzovik.com.
Скриншот с сайта otzovik.com
Поезд №164 Москва — Феодосия. Отвратительно… Ехали студенческим составом от института в Тавриду из Россоши 19.06.24. Вагон 3. Не смогли найти фио проводницы, она просто не приходила. Ни разу не вымыла пол. Плюс кондиционер у них работал только для себя. В вагоне +31 градус даже ночью. На любые наши просьбы говорила: жалуйтесь, может, вам вип-места закажут! В таких условиях ехать, ещё и отдохнуть — нереально,
— а это уже жалоба на тот же маршрут в обратном направлении.
Скриншот с сайта otzovik.com
Ехала на поезде 173 Джанкой — Москва 13.06.24 г., посадка была ночью. Хочу начать с того, что в вагоне было невыносимо жарко и душно, хотя нас было человек 10. Кондиционеры не работали . Хочется задать вопрос, как в такую жару (+33) может не работать кондиционер?! А ведь это только начало сезона! Также из двух туалетов работал только один, он был в ужасном состоянии, из-за запаха было невыносимо там находиться, а также в кране не было воды! Людей из других вагонов переселяли в наш, так как у них было ещё хуже, даже представлять не хочется, какая жара была у них!
— жалоба ещё на один поезд «Гранд Сервис Экспресса».
Скриншот с сайта irecommend.ru
История о том, как мы два дня выживали в поезде с температурой в купе +33°С. Мои попытки получить компенсацию за этот «сервис». В этом году (2024) я свой летний отпуск частично провела в Крыму. Он прошёл изумительно, если вычесть из общего впечатления дорогу… Обратную! Выкупила ещё весной три места в купе (6-й вагон, 6-й купе)… Вагон оказался старого образца… Много ещё советских деталей (держателей для полотенец из сетки, тугого лестничного механизма на второй ярус)… Стены, пол — всё это примитивное, панели и затёртый пластик. Больше всего напрягли «рулонные шторы» на окне. Дикого буро-красного цвета, обшарпанные и, разумеется, поломанные (не фиксируются внизу),
— подробно рассказывает 14 июля на популярном сайте отзывов irecommend.ru пассажирка поезда 94 Севастополь — Челябинск.
Cкриншот с сайта irecommend.ru
Но всё это ерунда по сравнению с главным «Боссом» — неработающим кондиционером! В вагоне сплит-система оказалась сломанной. Люди с самого Севастополя ехали в купейном вагоне с температурой внутри +33 градуса! Без зазрения совести проводники сажали новых страдальцев в эту консервную банку. Всё купе гудело, люди жаловались проводнице и звонили на горячую линию перевозчика. По громкой связи было слышно, что отвечал дозвонившимся оператор. Женщина на том конце провода недоумевала, чем же так возмущаются граждане. Ну, жарко. И что? Скажите проводнику, чтобы раздала всем воду…
— описывает она дальше «высокий крымский сервис».
Cкриншот с сайта irecommend.ru
Температура в вагоне с 11 утра до 18 вечера составляла +33°С. На остановках люди пытались выйти погулять, чтобы подышать, но на станциях градус ещё выше. Деваться просто было некуда! Дети бегали в одних трусах, как и мужчины. И ты все это видишь, ведь купе открыты.
Кондиционер никто так и не смог починить. Люди на вторые сутки свалились и просто лежали. Не хотелось ни разговаривать, ни двигаться… Чтобы охладиться, мы старались полностью заблокировать окна, занавесить их. В итоге весь путь просидели в полутьме,
— довершается описание апокалипсиса в отдельно взятом поезде.
Cкриншот с сайта irecommend.ru
На юге страшная жара. Синоптики предупреждают об экстремально высоких температурах. При этом в самом разгаре сезон отпусков. Люди массово едут к морю. Поезда битком… И при всём при этом в поездах «Таврия» с материка в Крым не работают кондиционеры. Где-то их просто нет, как в поезде 175Х, который идёт от Москвы до Симферополя 41 час. Где-то случились поломки — эта проблема касается поездов Москва — Евпатория, Симферополь — Москва и Адлер — Симферополь. Причём пассажиры говорят о том, что в вагонах не только кондиционеры не работают, но и полностью отключено электричество, а также закрыты туалеты и нет воды. Можете себе представить, что там творится?
— указал 9 июля в своём Telegram-канале ещё на один маршрутный поезд первый спикер парламента Новороссии Олег Царёв.
Cкриншот с t.me//olegtsarov
Столкнувшись с поднявшимся начиная с 27 июня шквалом жалоб, пресс-служба «Гранд Сервис Экспресса» 9 июля признала факт поломки кондиционера в одном из поездов, уточнив, что кондиционер перестал работать ещё в Ростовской области в советском вагоне 1989 года выпуска.
При этом 9 июля «Гранд Сервис Экспресс» пообещал снять с рейсов поезда, на которых не работают кондиционеры. Однако жалобы на них продолжили поступать.
Пишу из ада! Это поезд 163 Москва — Феодосия: старые вагоны (думала, таких уже нет), температура в вагоне +30, кондиционер работал только периодически после долгих возмущений (проводник объяснила, что при высокой температуре воздуха кондиционер не справляется)… Такое безобразное обслуживание и отношение к пассажирам, несомненно, отражается на потоке отдыхающих на курорты Крыма,
— эмоциональный отзыв 10 июля о компании на «Яндекс. Картах».
Скриншот с сайта yandex.ru/maps/org/grand_servis_ekspress
Возвращаюсь с отдыха в Евпатории… Середина лета, аномальная жара, под 40, а кондиционер в вагоне не работает! Как оказалось, таких вагонов с неработающими кондиционерами 3 штуки в составе… А ведь едут пожилые люди, дети… Интересно, что реакции со стороны сервиса нет… Поезд 179/180 Евпатория — СПб, 12.07.24 (дата выезда),
Глава «Объединения пассажиров» также высказал удивление, почему РЖД до сих пор не работают в Крыму напрямую:
Это на самом деле загадка, потому что и Сбербанк, который долго не работал в Крыму, тем не менее работает уже сейчас, как и давно уже все, наверное, крупные российские компании. Если какие-то санкции планировали раньше наложить, то, мне кажется, все уже наложили, бояться уже нечего.
Пока же пассажиры страдают от того, что федеральный перевозчик сталкивает ответственность и старые вагоны на частную компанию, а та, в свою очередь, на него.