В четверг, 1 августа, «пул» из арестованных высокопоставленных военных чиновников в СИЗО «Лефортово» пополнил ещё один фигурант — глава «Военторга», главного поставщика Минобороны, Владимир Павлов. Ему и его подельникам вменяются хищения при поставках в войска армейских несессеров на 400 миллионов рублей. Но это, во-первых, только начало, а во-вторых, прямая нить к арестованному замминистра-тыловику Булгакову. Ранее за решётку угодили экс-руководитель Военно-строительной компании Андрей Белков и его бывший подчинённый и правая рука Сергей Сухов, деятельность которых курировал другой задержанный замминистра Тимур Иванов.
Автор: Отдел расследований «Первого русского»
К распутыванию коррупционного клубка в Минобороны, образовавшегося при прежнем министре Сергее Шойгу, подключилось и МВД, чьи сотрудники из Главного управления экономической безопасности и предупреждения коррупции (ГУЭБиПК) совместно с оперативниками Управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ задержали главу «Военторга» Владимира Павлова. Он обвиняется в совершении преступления по статье 159 УК (ч.4) — «Мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере».
Расследованием, к слову, тоже будет заниматься ведомство Владимира Колокольцева — Следственный департамент МВД.
По версии следствия, в 2019-м Павлов и ряд его подчинённых вступили в сговор с «иными соучастниками» и провернули махинацию при поставках армейских несессеров в рамках госконтрактов на общую сумму порядка 625 миллионов рублей. География преступной деятельности охватила несколько регионов России — от Москвы до Ставрополья, Северной Осетии, Псковской области и других субъектов.
С декабря 2019-го по декабрь 2022 года соучастники приобрели продукцию у компаний-производителей через подконтрольные им организации, бенефициаром которых являлся предприниматель — 41-летний уроженец РСО-Алания. Затем путём обмана представителей Минобороны России и Федерального казначейства реализовали её указанному государственному ведомству («Военторгу»), экономически необоснованно увеличив цену товаров на сумму свыше 400 миллионов рублей,
— сообщили в МВД, уточнив, что следственно-оперативные бригады провели свыше шестидесяти обысков по всем «точкам», где развернулась масштабная «работа» по облапошиванию государства (и армии, соответственно, тоже — в первую очередь).
Задержание фигурантов громкого уголовного дела//Стоп-кадр оперативной съёмки МВД
Изъяты документы, электронные носители информации, мобильные средства связи и другие предметы, имеющие доказательственное значение. Допрошены более 30 свидетелей,
— добавили в ведомстве.
В этот же день, 1 августа, Владимир Павлов и второй фигурант, некто Тимур Исаков, решением Мещанского районного суда отправлены под стражу на два месяца — до 30 сентября.
Подельники, Тимур Исаков (слева) и Владимир Павлов, отправлены под арест на 2 месяца//Скриншот постов из ТГ-канала t.me/moscowcourts
АО «Военторг» — это, для понимания, единственный поставщик услуг для нужд Минобороны России по организации питания, банно-прачечного обслуживания, индивидуального пошива предметов военной формы одежды и поставки имущества для вещевой службы ВС РФ. Кроме того, компания определена единственным же поставщиком вещевого имущества и индивидуального пошива формы для Генеральной прокуратуры РФ и МЧС (для спасателей она ещё и занимается организацией питания).
Обороты компании — просто колоссальные: она являлась заказчиком по 858 госконтрактам на 17,6 млрд рублей, а поставщиком — более чем на 36 млрд рублей.
Скриншот страницы сайта checko.ru
Причём речь идёт только об открытых данных (в основном подряды для ГП и МЧС), поскольку исполнение поставок непосредственно для военного ведомства является государственной тайной — количество, объёмы, номенклатура продукции, которая идёт в войска, по понятным причинам разглашению не подлежит. То есть в реальности речь идёт о гораздо больших суммах.
Владимир Павлов возглавляет «Военторг» (де-юре он ещё не освобождён от занимаемой должности) с декабря 2012 года. И, соответственно, все госконтракты, связанные с обеспечением армии, проходили через него. А разнарядки на них выписывались в структурах, находившихся в ведении и под кураторством заместителя министра обороны Дмитрия Булгакова, отвечавшего за организацию материально-технического обеспечения Вооружённых сил.
Второй фигурант, 41-летний Тимур Исаков, как выяснил Царьград, хоть он и указан в пресс-релизе МВД как уроженец Северной Осетии, бизнес свой (тот, где он официально значился владельцем и/или руководителем) вёл в основном в Москве и на Ставрополье.
В столице ему принадлежат, в частности, некоммерческое партнёрство по благоустройству и развитию элитного ЖК на западе Москвы (по сути, управляющая компания; финансовые показатели убыточные) и фирма по оказанию неких «вспомогательных услуг для бизнеса» (выручка 31 млн за 2023 год), а вот производства находятся в Минеральных Водах. Там, в Ставропольском крае, он владеет компанией по оптовой торговле текстильными изделиями (выручка 5,3 млрд рублей в 2023-м — рост более чем в полтора раза, чистая прибыль 1,3 млрд — почти пятикратный рост), фирмой по аренде и управлением недвижимостью (выручка 15,8 млн, убыток 1,6 млн), а также компанией по производству безалкогольных напитков (выручка 927 млн, прибыль 85 млн).
Так вот, последняя из перечисленных, в 2016-2018 годах выступала исполнителем по семи госконтрактам на поставку минеральной воды, напитков и соков для структурных подразделений «Военторга». Общая сумма невелика — меньше 11 миллионов.
Некоторые из контрактов фирмы Исакова для филиалов «Военторга»//Скриншот страницы сайта checko.ru
Однако, заметим ещё раз, часть контрактов, связанных именно с поставками продукции для армии, являются закрытыми. Кроме того, по информации нашего источника, преступная деятельность велась через другие, аффилированные с фигурантом компании.
Сам 67-летний Владимир Павлов — человек тоже крайне интересный. Хоть «Военторг», по сути своей, государственная компания, учредителем которой выступает Минобороны, он выступает учредителем целого перечня коммерческих организаций.
Хоть Павлов и любил позировать на публике в форме, на самом деле погон он не носит. Оттого и занимается им МВД, а меру пресечения избирали в гражданском суде//Скриншот страницы сайта function.mil.ru
И если сам «Военторг» в последней своей публичной декларации за 2021 год указал чистую прибыль всего в 3 миллиона при фантастической выручке в 81,1 млрд рублей, то его «подопечные» демонстрируют совсем иные показатели.
Компании, учреждённые «Военторгом» с участием в том числе и частных лиц//Скриншот страницы сайта checko.ru
ООО «Сандора», допустим, которое ведёт оптовую торговлю текстилем, в том же 2021-м заработало 6,4 млрд (прибыль 404,8 млн), «Военторг-Ритейл», не скрывающий показателей за прошлый год, — 3,2 млрд (26 млн прибыль), «Воентекстельпром» — почти миллиард выручки в 2021-м, из которых 44,7 млн — прибыль. И так далее.
Плюс есть ещё несколько филиалов, а также другие активы-юрлица:
«Военторг» обладает гигантскими активами//Скриншот страницы сайта armrus.ru
Но Павлов — это не только про государственный бизнес. Начинал-то он своё вхождение в «высшие сферы» с маленькой фирмы под названием «Фермер и В», которую он учредил вместе с товарищем в феврале 2003-го. Так, небольшая торговля продукцией АПК. Правда, было у этой конторы две весомые особенности. Во-первых, располагалась она на Фрунзенской набережной, 30 — в десяти минутах ходьбы от Минобороны, а во-вторых, соучредителем её был также Всероссийский фермерский центр -довольно значимая по тем временам организация.
Кроме того, будущий гендиректор «Военторга» основал примерно в то же самое время бизнес-клуб под названием «Конкорд» (по совпадению, само собой, так называлась и компания Евгения Пригожина, только в Санкт-Петербурге). А располагался он в Лялином переулке — рядышком с «Клубом военачальников РФ», что, естественно, позволяло — тоже случайно! — обзавестись нужными знакомствами.
«Древо связей» главы «Военторга» Владимира Павлова: прекрасный размах//Скриншот страницы сайта list-org.com.
Так он вошёл в ресторанный бизнес — причём два ООО, совладельцем которых он стал, зарегистрированы по адресу Остоженка, 53/2 стр. 1, где располагается Дипломатическая академия МИД России. Одна из фирм — действующая, называется «Консул»: у неё три банкетных зала вместимостью от 10 до 150 человек, средний чек сегодня — 4000 рублей.
Скриншот страницы сайта yandex.ru/maps
А дальше — с 2012 года — он получил этот самый замечательный во всех отношениях пост гендиректора «Военторга», сохранив и долю в упомянутом выше «Консуле», и кресло руководителя гостиничного комплекса «Славянка», что находится на окраине Екатерининского парка — близ Центрального дома Российской армии.
Жить Павлов привык на широкую ногу: у него есть большой особняк в закрытом посёлке «Горки-9/2» по соседству с прочими «випами». Также у него, по данным Царьграда, имеется недвижимость в элитном квартале «Остров фантазий» на Крылатских холмах — сразу две квартиры на Островном проезде в Москве, квартира на улице Мусы Джалиля на юге Москвы, ещё одна — на Ленинском проспекте, а также жилплощадь на улице Крылатские Холмы в столице.
Для передвижения в его распоряжении были три дорогих автомобиля — Mercedes ML/GLE мощностью 249 л.с., Mercedes-Benz ML/GLE мощностью 330 л.с. и 180-сильный Volkswagen Passat.
Иными словами, у человека было, в принципе, всё: связи, достаток, положение в обществе. Но всегда, как известно, хочется большего.
Афера с армейскими несессерами, которая стала основанием для уголовного дела, действительно выглядела до безобразия простой и прибыльной.
Как объясняют наши собеседники в силовых структурах, «Военторг» выступал заказчиком на поставку этих аксессуаров, необходимых и для офицеров, и для рядового состава (соответственно, наборы различаются по комплектации и цене). В схеме с хищениями, по нашим сведениям, участвовали самые простые, солдатские несессеры: они же, соответственно, наиболее дешёвые по стоимости.
И, по идее, поставками могла бы заниматься подконтрольная «Военторгу» компания, о которой мы уже говорили выше: ООО «Сандора», основным видом деятельности которой является торговля текстильными изделиями. Более того, Царьград нашёл одну закупку московского филиала «Военторга» у этой «Сандоры»: приобретение комплектующих для несессера (за 2021 г.) на 404,5 тыс. рублей.
А теперь просто сравните цены. Сначала — те, что указаны в спецификации к госконтракту:
Скриншот фрагмента договора на поставку комплектующих для несессера// zakupki.gov.ru
И те, что в рознице:
Скриншот страницы сайта armrus.ru
В первом случае общая стоимость выходит 179 рублей, во втором — 500 рублей. И это без самой сумки. Да, понятно, что на сайте «Армия России» цены для розничной торговли, но здесь речь идёт о самом принципе накрутки.
Сначала, получается, фирмы Исакова скупают у непосредственных производителей (надо полагать, у предприятий, аффилированных с «Военторгом») комплектующие и сами готовые несессеры по дешёвой цене, а затем загоняют организации Владимира Павлова уже по завышенной. Так и выходит хороший многомиллионный навар.
К слову, Царьград ещё в ноябре 2022 года прямо указывал на воровство в «Военторге» в своём расследовании «Операция «Военторг»: Секретная связь бронежилетов с айфонами». Помните? Тогда на проблемы с отсутствием самой необходимой экипировки, включая бронежилеты, не указывал только ленивый. Отчего-то в войска, в том числе только что мобилизованным резервистам, их не поставляли, и бойцы вынуждены были покупать буквально всё в частных военторгах — по цене в 5-7 раз выше номинальной. У частников ведь и броники, и остальные предметы были. И на макретплейсах их продавали (тоже не втридорога даже, а куда дороже). Представьте, ФАС выявила — и официально объявила об этом! — завышение цен в государственном «Военторге»! И — ничего.
Павлов с тех пор ещё почти два года сидел в своём кресле. А теперь оказалось, что правы мы были тогда. Только ведь не в этом даже дело, а в том, что какой ущерб был реально нанесён армии, государству, народу — вот этим воровством? Сколько собственных денег резервисты и контрактники потратили на собственное оснащение перед отъездом на «передок». А сколько защитников Родины, уехавших на фронт ранее, возможно, погибли, не дождавшись, пока волонтёры соберут деньги, закупят и привезут туда, в зону боевых действий, каски, бронежилеты и прочее?
И вот тогда воровство на несессерах армейских покажется какой-то детской шалостью.
Понятно, отмечает наш источник в военных кругах, что арест гендиректора «Военторга» Владимира Павлова — это прямая нить к уже сидящему в СИЗО замминистра обороны Дмитрию Булгакову. Есть даже версия, кстати, что именно Булгаков и кивнул головой в сторону Павлова. Но собеседник «Первого русского» полагает, что всё иначе: это военторговец, вероятно, должен общаться со следствием и назвать имена тех, кто его покрывал наверху.
А Булгаков, в свою очередь, способен поделиться ещё более интересными выкладками.
Тем временем арестованы также экс-руководитель Военно-строительной компании Андрей Белков, которому инкриминируется тоже, как и Павлову, вовсе не то, что способно произвести реальное впечатление и дать представление о масштабах коррупции при министре обороны Сергее Шойгу, — хищении денег на закупке томографа, да ещё и в бытность Белкова руководителем ФГУП «Главное военно-строительное управление» (в 2019-м, до назначения главой ВСК).
На переднем плане — арестованный на днях Андрей Белков, в центре руководитель департамента строительства Минобороны Марина Балакирева, за ней — Тимур Иванов, тоже пребывающий за решёткой//Скриншот страницы сайта vskmo.ru
Но сам факт очень интересен. Тем, прежде всего, что Белков прекрасно знает, как обстояли дела со строительством для военных нужд, которое курировал как раз Тимур Иванов.
Кстати, ещё одна любопытная деталь. В картотеке арбитражных дел с начала СВО и по настоящее время значится свыше полутора сотен исков Минобороны к ВСК: неустойки, пени и проч. Общая сумма исчисляется миллиардами рублей. При этом больше половины из них (78) были открыты после 12 мая с.г. — то есть с приходом на пост главы Минобороны Андрея Белоусова.
К «Военторгу» у самого военного ведомства тоже имелись вопросы (с 24 февраля 2022-го и по сегодня), но значительно меньше (27). И последний иск, который нам удалось обнаружить в картотеке, датируется 19 марта 2024 года: претензии к структуре выставляло Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны (на 1,3 млн рублей), но арбитражный суд иск возвратил заявителю.
Впрочем, суть не в этом. А в том, что зачистка военного ведомства продолжается. Аудит — тоже.
Если такими темпами в изолятор будут отправлять военных коррупционеров, то в «Лефортово» скоро камер не хватит для бывших подчинённых экс-министра обороны Сергея Шойгу,
— шутит наш источник в спецслужбах.
Однако добавляет:
Задачи пересажать всех подряд, конечно, нет. Важно, во-первых, чтобы все, кто сегодня отвечает за снабжение и оснащение Вооружённых сил, поняли, что неприкасаемых нет, а во-вторых — навести наконец порядок. Военное ведомство должно работать чётко, без сбоев и накладок. Только так мы скорее добьёмся Победы — если все, от кого зависит её приближение, будут работать не на собственный карман, а во благо государства.