Цены в России колеблются практически на всё – по сезонным, санкционным, законодательным причинам. И только две сферы неизменно радуют стабильностью: услуги ЖКХ и топливо дорожают всегда, вне зависимости от изменения законов и экономической конъюнктуры. О ЖКХ мы ещё поговорим, а сейчас посмотрим на наши дорогие заправки…
Автор: Михаил Мельников
Вот новости с рынка топлива России:
Выглядит стандартной осенней историей: началась уборочная кампания, техника вышла на поля, вырос спрос, нефтепромышленники задирают цены.
После рывка цен в первой половине 2023 года цифры на заправках вышли на новое плато с ориентировочными показателями 65 руб. за дизельное топливо и 55 руб. — за Аи-95. И вот сейчас мы, судя по всему, стоим на пороге нового рывка. После нескольких дней резкого роста на оптовом рынке, как правило, идёт двухмесячное плавное повышение цен в рознице.
Напомним, что для сокращения роста цен был введён временный запрет на экспорт бензина с 1 августа. С 1 сентября запрет продлён до конца года. Но цены всё равно растут, и хотя продавцы в рознице обязаны не превышать уровень инфляции, делать это им всё труднее. А вертикально интегрированные компании вместо увеличения поставок на внутренний рынок просто увеличивают экспорт нефти вместо бензина — предполагается, что к концу года он вырастет на 10% по сравнению с июльскими показателями.
Вы обратили внимание, как много за последние два-три года стало брошенных или недостроенных заправок на трассах? Мелкие сети АЗС просто не выдерживают ценового давления оптовых монополистов.
Монополисты на рынке выживают, а мелкие сети ценового давления не выдерживают. Фото: FotograFFF/Shutterstock
Существенно выросли цены и на чёрном рынке дизтоплива, которое сливают и продают недобросовестные водители. Источники утверждают, что если два года назад стандартом цены было 25-30 руб. за литр, то сейчас найти по 40 руб. можно только в глуши — близ городов такая солярка зачастую продаётся уже по 50.
Да, бензин в России всё ещё вдвое дешевле среднего по миру. Эта средняя цена составляет 1,31 доллара за литр, при этом следует учитывать, что бо́льшая часть топлива продаётся в Европе, Канаде, Японии и США — то есть это продукт с высоким октановым числом и экологическим классом.
Но почему-то власти Ирана, Венесуэлы и Ливии находят возможность продавать народу бензин по символической цене в 3 цента за литр. Египет, Ангола, Туркменистан, Алжир укладываются в 30-40 центов. Наши казахские соседи — в 50. Россия же уверенно продвигается вверх по этому рейтингу — 65 центов.
Ещё сложнее ситуация с дизельным топливом. Его себестоимость существенно ниже, чем у бензина, особенно высоких экологических классов. Бензин — продукт более глубокой переработки и, казалось бы, поэтому должен стоить дороже. Но тут, к сожалению, действуют законы рынка, которые, по идее, должны быть строго ограничены в воюющей стране.
В среднем по миру солярка дешевле бензина ($ 1,22 за литр, а в Венесуэле вообще меньше половины цента), но у России тут особый путь — 75 центов, вплотную к странам, где вообще практически не добываются углеводороды.
Да потому что это большой бизнес, особенно в пору СВО. Сельскохозяйственная и военная техника ездит на дизелях. Чем дороже дизельное топливо на заправках, тем проще обосновать высокие цены на топливо для армии и аграриев.
Мы не просим венесуэльских цен, но неужели нельзя обеспечить хотя бы туркменские?
Доходы населения там никак не сочетаются с ценами, в которые так охотно вносят вклад производители бензина. Фото: Petrov Sergey/Globallookpres
Когда руководство «Газпрома», «Лукойла» или «Роснефти» рассказывает вам о своём вкладе в экономику страны (налоги, дивиденды, рабочие места, валюта), нельзя забывать и о том ударе, который они наносят и по нашим кошелькам, и по нашему бюджету.
Ведь топливо — важная составляющая крови России. Потому что у нас самые большие в мире расстояния, которые необходимо постоянно преодолевать. На русской периферии самая большая в мире доля логистики в розничных ценах — и стоимость перевозок постоянно растёт.
Как растут и дворцы офисов нефтяных компаний, растут особняки их акционеров и топ-менеджеров. И влияние этих менеджеров зачастую больше, чем у министров и генералов.
А регионы пустеют. Ведь доходы населения там никак не сочетаются с ценами, в которые так охотно вносят вклад производители бензина. Те самые, социально ответственные, платящие налоги и патриотично фигурирующие в санкционных списках.
Никому не хочется считать себя собакой, но иногда кажется, что хвост нами всё-таки виляет…