Несмотря на многолетние уверения в дружбе и тесном партнёрстве, Казахстан взял и отказался от вступления в БРИКС. Сообщается, что президент Касым-Жомарт Токаев собирается двигать в сторону другой организации, которую считает способной построить «справедливый миропорядок». Что за игру мог затеять Токаев, гадают эксперты. Это нож в спину России или казахстанская «многоходовочка»?
О том, что наш ближайший сосед Казахстан в БРИКС вступать не будет, сообщил пресс-секретарь президента Казахстана Берик Уали. Он же раскрыл некоторые подробности такого решения Токаева.
Итак, Уали подтвердил: «в обозримом будущем» заявки от Астаны в БРИКС можно не ждать. Это, мол, слишком сложная многоступенчатая процедура. Да и нет у официального Казахстана уверенности в перспективах организации, и в том, что она будет авторитетным союзом стран…
Уали добавил: отказавшись от поступившего предложения о вступлении в БРИКС, Токаев смотрит в сторону ООН. Хочет вести свою страну туда, мол, уж эта организация способна выстроить «справедливый миропорядок». Хотя Токаев саммит БРИКС в Казани всё же посетит и будет одним из спикеров расширенного заседания.
ФОТО: Freepik
Как тут не вспомнить, что президент Казахстана регулярно демонстрирует политику постепенного отхода от России. Совсем забыв про то, что именно русские совсем недавно помогли ему сохранить президентское кресло и остановить вспыхнувшие в стране беспорядки. Ныне Казахстан планомерно выстраивает политические и экономические связи с Западом. В частности, европейские и американские компании стали чаще выигрывать тендеры на разработку природных недр страны.
Политолог Вадим Трухачёв напоминает, не так давно в Казахстане гостили глава европейской дипломатии Жозеп Боррель и президент Германии Олаф Шольц. Очевидно, что эти персоны отправились туда не просто так.
А американцы подписали с ним договор для пресечения параллельного импорта в России? Вот и результат. Казахстан не идёт в БРИКС,
— отмечает Трухачёв, констатируя: соседа «окучивает» Запад.
ФОТО: Скриншот https://t.me/vadimvts1
В эту копилку можно положить и приглашение Астаны в «Восточное партнёрство» ЕС, и сближение с Турцией. В то же время, говорит политолог, врагом России Казахстан не будет, хотя его приоритеты расставлены не в нашу пользу. Но союзником это государство считать нельзя.
Ведущий научный сотрудник Института стран СНГ, кандидат экономических наук Александр Дудчак полагает, что отказ Токаева от вступления в БРИКС — достаточно «говорящее» решение, которое ещё раз подчеркнуло разворот Казахстана в сторону сотрудничества с Западом. А в БРИКС вступают те, кто стремится сохранить суверенитет.
Казахстан объясняет нежелание вступать в БРИКС и открыто выражать позицию относительно сотрудничества с Россией и Китаем многовекторной политикой страны. На самом деле вся эта политика многовекторности обычно заканчивается переходом в стан врагов России,
— отмечает Дудчак в интервью изданию «Абзац».
В то же время в самой соседней стране уверяют: их отказ от членства БРИКС ничего не значит в разрезе дружбы и сотрудничества с Россией. Например, политолог Данияр Ашимбаев уверен: несмотря на шум из-за этого события и предположения об отказе Астаны от стратегического союза с Москвой, всё не так.
Нужно напомнить, что для Казахстана Россия — это главный стратегический союзник. Помимо высокоразвитых двусторонних отношений мы активно участвует в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС, развиваем военно-политическое сотрудничества в ШОС и ОДКБ. И это никуда не делось. Напротив, казахстанско-российские отношения — это, скажем так, вечная и нерушимая ценность,
— пишет Ашимбаев в своём телеграм-канале.
ФОТО: Скриншот https://t.me/dashimbayev
Политолог настаивает на том, что Токаев вроде как и не против вступления страны в БРИКС. Он просто «счёл необходимым показать себя вне глобального противостояния и напомнить о необходимости реформы ООН». А вот отношения с Китаем и Россией в Астане портить не хотят.