В бутербродах с икрой к Новому году деликатесом может стать сливочное масло. Цены на него за год взлетели, а теперь производители предупредили о возможных перебоях с поставками. О том, что будем намазывать на хлеб и по какой цене, читайте в материале Царьграда. Автор: Юлия Банишевская
В магазинах по всей стране с полок стало исчезать сливочное масло, при этом цена на него повсеместно выросла. Настолько, что соцсети бурлят от возмущения. Если раньше пачка весила 170-180 граммов, то теперь «похудела» до 150-160, а заплатить за неё придётся 200-250 рублей вместо прежних 120-150.
Блогер Сергей Колясников пишет:
В «Магните» у дома масло сначала исчезло, а потом появилось, но уже далеко за 200 рублей за 200 же граммов. Это не говоря о сократившейся упаковке по 170, 180 граммов и т.п. Так и живём.
О настоящем дефиците речи пока нет, хотя о возможных перебоях с поставками некоторые производители уже предупредили. Эффект пустых полок связан с тем, что сливочное масло в магазинах стали прятать… из-за воровства.
Покупатель одной из торговых сетей поделился:
Спросил в «Пятёрочке», почему так мало масла на полках. Сказали: «Выкладываем понемногу — воруют».
Вместо пачек на полках красуются только ценники, а чтобы получить масло, нужно обратиться к сотрудникам. Такую картину можно увидеть, например, в Питере. Похожий способ продаж стали внедрять и в других регионах: масло прячут в холодильники, которые закрываются на замок, и достают только по требованию. Раньше так делали только с дорогостоящим алкоголем и красной икрой. Пришёл черед «золотого» отныне масла.
Тревожные звоночки зазвучали ещё в начале октября, когда цены на него резко подскочили. В августе Росстат подсчитал, что за год продукт подорожал аж на 18% (сильнее выросли в цене только яйца и фрукты-овощи).
За сентябрь масло ещё больше поднялось в цене — уже почти на четверть в сравнении с началом осени прошлого года. А в октябре цены продолжили уверенно ползти вверх: за первую неделю плюс 1,6%, за вторую — плюс 1,4%. При этом ценники в магазинах показывают более существенное подорожание (в некоторых случаях на 40-50 процентов). Средние розничные цены превысили 1000 руб. за кг. Народ возмущается:
Для сравнения: в прошлом году осенью сливочное масло в России не дорожало, а, наоборот, дешевело. И лишь к Новому году незначительно выросло в цене — всего на 2%. Теперь же каждодневный продукт уверенно превращается в деликатес, и некоторые уже горько шутят, что скоро придётся вместо него покупать спреды, как это было в 1990-е годы. Что же случилось с маслом?
Как объясняют в Федеральной антимонопольной службе, производители подняли оптово-отпускные цены на продукт из-за роста себестоимости, в том числе из-за увеличения затрат на закупку молока и молочных жиров. До конца 2024 года изготовители должны предупреждать ФАС о каждом планируемом повышении цен на масло. В случае необоснованного подорожания ведомство примет меры, а пока — ешьте по той цене, которую видите в магазинах.
На днях некоторые изготовители «обрадовали» контрагентов предстоящими перебоями с поставками. Крупные производители молочной продукции уже начали сокращать производство и отгрузки товара в торговые сети, приостановлен выпуск некоторых брендов сливочного масла. Среди причин называются дефицит сырья, рост его стоимости, растущие издержки и высокий спрос. Поэтому до конца ноября цены вырастут ещё больше, по прогнозам — до 20%.
Генеральный директор «Южного молочного союза» Константин Синецкий в беседе с Царьградом пояснил, что наблюдаемое повышение цен — это результат двухлетнего сдерживания темпов подорожания. Например, за прошлый год цена на масло выросла на 3,5%, в то время как продовольственные товары за то же время подорожали гораздо более существенно.
Себестоимость производства масла растёт по всей цепочке — от сырья до переработки: зарплата сотрудников, затраты на сырье (цена сырого молока сейчас на историческом максимуме), рост кредитной нагрузки и общей инфляции, затрат на обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоговые и неналоговые платежи за маркировку, систему «Платон» и прочее.
Это не может не отражаться на стоимости готовой продукции. А отказываться от прибыли и брать на себя убытки бесконечно отрасль просто не в состоянии, — уточнил Синецкий.
Он подчеркнул, что стоимость сливочного масла растёт во всем мире. Это связано с общим восстановлением спроса и реабилитацией молочных жиров, в том числе в гостинично-ресторанном бизнесе и кондитерском производстве. В Европе сливочное масло подорожало более чем на 70%. Так что наши 18% — это ещё гуманно.
По словам Константина Синецкого, дефицита продукта в России нет — скорее наоборот: люди под давлением слухов о дальнейшем близком росте цены и грядущем дефиците масла перед праздниками пытаются запастись им впрок.
Думаю, именно с этим и связан отказ ряда компаний одномоментно нарастить объёмы своего производства для поставок в торговые сети, тем более что они также очень неохотно соглашаются на повышение цены, — заключил эксперт.
Ситуация напоминает то, что происходило год назад с куриными яйцами. Подорожание продукта почти вдвое власти тогда объяснили повышенным спросом. Мол, граждане разбогатели, стали есть больше яиц, и птицефабрики просто не успевают за выросшими аппетитами. На прилавках стали появляться импортные яйца, ситуация более-менее нормализовалась, но цена на продукт так и осталась высокой.