Крупные российские компании столкнулись с «глубоким кризисом импортозамещения». Постепенно они осознают сложность замены поставщиков оборудования и поиска аналогов от отечественных производителей.
Многие необходимые товары по-прежнему закупаются за рубежом через третьи страны. Сложнее всего приходится авторынку.
О кризисе стало понятно из опроса директоров по закупкам почти 60 компаний — лидеров рынка из 15 отраслей, в первую очередь из металлургической, нефтегазовой и строительной, с результатами которого ознакомились «Ведомости».
Основные проблемы вызваны с усложнением и удорожанием логистики, проблемами с трансграничными платежами и отказами многолетних партнеров-поставщиков работать с российскими компаниями, объяснил исполнительный директор практики по повышению эффективности закупок «Тедо» Денис Бельский.
Заявляется, что у большинства компаний 70 процентов закупок по-прежнему приходятся на внешний рынок — но теперь подавляющая часть каналов поставки приходится на Китай, Индию и другие страны Восточной Азии. Также закупки товаров идут через Турцию, Сербию и ОАЭ.
Бельский добавляет, что множество компаний до сих пор полагаются на временные меры, такие как покупка недоступных в России запчастей и компонентов в странах, которые ведут посредническую торговлю. По его мнению, решить проблемы получится, когда все компании во всех отраслях проведут ощутимый прогресс по локализации и работе с аналогами.
В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) сделали свой анализ уровня импортозамещения в разных секторах. По словам руководителя направления анализа Владимира Сальникова, он основывался на соотношении импорта и валовой добавленной стоимости.